NV-SD3EE (sd3) wrote,
NV-SD3EE
sd3

Categories:
  • Music:

Ветка северной водопроводной станции. Прогулка в двух частях

Ветка северной водопроводной станции - одна из двух длинных железнодорожных веток Москвы, до которых у меня долго не доходили руки, да и ноги тоже, и стало быть я что-то из её истории упустил навсегда. Но тут ничего не поделаешь, зато теперь ветка подарила нам с Юлей пару исключительно пасторальных и атмосферных мест. И именно в 2014 году, потому что, судя по фотографиям прошлых лет, путь ветки местами обновлялся примерно в 2007 году, и выглядел тогда мало привлекательно - свежий балласт, травы нет, кустарник порублен - всё, как обычно в таких случаях. Хотя сама ветка была цела в отличие от дней сегодняшних. Мы же пришли уже к шапошному разбору. Впрочем, по порядку.


1 часть - Московская. Гуляли вдвоём с Юлей 9 июня 2014 г.








Немного истории Северной водопроводной станции из википедии:

"Подготовительные работы начались в 1947 году. 10 ноября 1947 г. Управление строительства Северной водопроводной станции было передано Главгидрострою МВД СССР.

24 февраля 1948 г. был организован Марковский ИТЛ (также — ИТЛ и Строительство Северной водопроводной станции, Севводстрой) с дислокацией Управления строительства на станции Марк Ярославской железной дороги (ныне Савёловское направление МЖД). В дальнейшем, после разворачивания строительства и сооружения вспомогательных построек и жилых зданий, Управление передислоцировалось на станцию Долгопрудная той же дороги, а затем в новопостроенный посёлок Северный (в 2-х километрах от Долгопрудной, на месте села Виноградово), подчинённый Тимирязевскому району Москвы.

От станции Бескудниково была проложена подъездная ветка с широкой колеёй.

Вода с новой водопроводной станции была подана в московские дома 12 апреля 1952 г. Лагерь продолжал существовать и после этого. Заключённые ликвидировали недоделки на основном объекте, работали на различных стройках и производствах в Московской области.

Лагерь Севводстрой был закрыт 29 апреля 1953 г., при этом все лагерные подразделения были переданы Управлению исправительно-трудовых лагерей и колоний Управления Минюста СССР по Московской области."

На месте бараков Севводстроя в 1958 году построили малоэтажные кварталы, которые в свою очередь простояли до начала 80-х годов, когда там возвели 12-16-этажные дома. Несколько домов 50-х стоят до сих пор.

Ветка не избежала общей для московских железок тенденции и в последние годы постепенно загибалась, лишаясь не слишком многочисленных предприятий ею пользовавшихся. В 2004 году закрылся асфальто-бетонный завод в Лианозове. В 2012 году Москва отказалась от обеззараживания в процессе водоподготовки жидким хлором, для подвоза которого и были построены когда-то железнодорожные ветки ко всем водопроводным станциям. По современным технологиям стали применять гораздо менее вредный гипохлорит натрия, который, увы, не требует ни веток ни локомотивов.

Однако, если говорить о будущем, то эту ветку может ждать довольно необычная судьба. На юго-западе в 2013 году подъездной путь западной водопроводной станции переоборудовали для пассажирского сообщения и пустили электрички до Новопеределкино. По слухам, из северной ветки тоже могут сделать пассажирскую, а точнее трамвайную линию для сообщения с районом Северным. Мы с Юлей обнаружили некоторые заделы для этого проекта. Об этом чуть ниже.



Итак, начинаем нашу прогулку несколько севернее станции Бескудниково, с которой выходит водопроводная ветка. Вид обратно, в сторону станции


Довольно долго ветка тянется вдоль Савёловской магистрали, чуть в стороне. Пересекает Лианозовский лесопарк


Эту часть ветки (от станции Бескудниково и до переезда на Череповецкой улице) как раз не так давно обновляли


Вид обратно


...


Вид обратно. Справа видна Савёловская магистраль


Пути Савёловского направления, их от жилых кварталов Бескудниково отделяет на той стороне небольшой сквер


Затем ветка уходит от магистрали в сторону


Слева вырубленная часть лесопарка


...


Переезд на Череповецкой улице


Слева в двух шагах расположена платформа Лианозово Савёловского направления, а мы снова ныряем в чащу


Окраина лесопарка


Вид обратно, на переезд


Тут лежит более старый путь на деревянных шпалах


Шпалы полностью гумифицировались


И вот за поворотом путевое развитие


Здесь отходил от ветки недавно разобранный раздваивающийся путь к складским корпусам (3-й корпус складов)


Вид обратно. На отходящем в сторону пути раньше существовал маленький тупичок. Он совсем зарос


Немного мы не успели, чтоб полюбоваться на пути - в этом месте была стрелка


Первый из двух разъездов на ветке. От него отходило значительное количество путей к складам.
Примечательно, что стрелки тут автоматические и судя по всему управляются со станции Бескудниково



После некоторого изучения вопроса я сделал вывод, что все подъездные пути, уходящие от разъезда налево (а других теперь и нет) ведут по сути к одному предприятию - складам, располагавшимся раньше по адресу Дмитровское шоссе 116 (теперь нумерация зданий несколько поменялась) в трёх корпусах. К каждому из корпусов подходили свои подъездные пути. К сожалению, я не смог найти информацию о том, как называлось это предприятие, но викимапия пишет в частности, что "В советское время отсюда велось снабжение импортными товарами народного потребления закрытых городов." Теперь там располагаются самые разнообразные конторы (в основном логистические и по продажам), в середине этой локальной промзоны даже открыли в 2004 г. гипермаркет «Наш». Основную же территорию занимает ФГУП «Предприятие по поставкам продукции Управления делами Президента Российской Федерации», которое и унаследовало советские склады.



Подъездной путь ко второму корпусу складов


...


Разъезд


Вид обратно


Ветка в этом месте стремительно набирает атмосферу. Ощущение Москвы отступает


...


На этом фото придётся рассматривать Артефакт


К сожалению, матчасть я до прогулки не изучил (как обычно) и нормально артефакта не снял. Только добравшись теперь до этого отчёта, я обнаружил место, откуда отходил когда-то путь к асфальто-бетонному заводу. Справа от пути тропинка, и на ней вдалеке заметна маленькая горизонтальная чёрточка. Это несколько длинных шпал, оставшихся от стрелочного перевода. Пишут, что там когда-то стоял стрелочный пост. На месте завода в 2004-2006 годах был выстроен жилой комплекс Монголия Парк.

Существующий слева от ветки большой складской комплекс блатных товаров возник примерно в середине 70-х. До этого времени на месте 3-го корпуса (где разобрали два пути) находилась более скромная территория складов, либо же какого-то завода. Она вместе с этим разъездом и асфальто-бетонным заводом появилась на ветке в 50-х, либо в первой половине 60-х годов.



...


Вот где я сейчас стою, отсюда примерно уходила вправо ветка асфальто-бетонного завода


Здесь подъездные пути к первому корпусу складов и тупик при них


Правый путь, уходящий в чащу - основная водопроводная ветка. А за воротами, я так думаю, виден край депо складского подвижного состава


Вид обратно, на разъезд. Место это так нам понравилось, что мы надолго застряли тут с фотоаппаратами


...


Вид от тупика. Это стрелочное буйство пересекает дорога жизни - жители Лианозова спешат по ней за продуктами в гипермаркет "Наш"


Вид обратно. Слева, чуть дальше стрелки, начиналась асфальтовая ветка


Вид в сторону складов


Склады вполне действующие, о чём говорит опрятнейший внешний вид и вагоны за воротами


Оба пути к первому корпусу складов


А мы возвращаемся к водопроводной ветке. Эти заросли появились буквально за последние пару лет -
вот что бывает, когда отказываешься от жидкого хлора



Джунгли. Здесь справа от ветки располагаются гаражи,
а за ними до 2004 года находился асфальто-бетонный завод



Подходим к МКАД


Мост МКАД и современный артефакт, о котором я говорил.
Ветка во всё время своего существования была однопутной и к расширению в последнее время точно не планировалась.
Остаётся предположить, что это задел для двухпутной трамвайной линии



А вот документ:
http://mosopen.ru/document/350_pp_2014-06-18



Новый туннель и новый путь


Мы застали как раз процесс... заполнения второго туннеля глиной?


Вот и всё, ещё начиная от складов ветка мертва. Фотографий в тот день я наснимал много, поэтому заМКАДное некропродолжение в следующей части.


Вторая часть


Tags: Ж/Д, Краеведение Москвы, Москва, ж/д краеведение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments